Если при движении автомобиля вас вдруг «занесло» (почему — об этом ниже), ни в коем случае не давите на тормоз, так вы окончательно потеряете контроль над машиной. При правильных действиях в такой ситуации даже после одного оборота автомобиля на дороге водителям удавалось его «обуздать» только потому, что они не блокировали тормозами колеса и грамотно действовали рулем и педалью газа.
Итак, если у вас заднеприводный автомобиль, и вас занесло в то время, как вы давили на педаль газа, сразу же сбросьте газ; если же вы тормозили двигателем на ледяном спуске и «попа» у вас поехала в сторону, то чуть добавьте газа или переключитесь на повышенную передачу. Естественно, руль при этом — в сторону заноса.
И в том, и в другом случае идея в общем-то одна: восстановить потерянное сцепление колес с дорогой, т.е. колеса должны не проскальзывать по дороге. Если ваш автомобиль переднеприводный и вас начало заносить, немедленно полностью надавите на газ.
Еще лучше будет, если вы быстро переключитесь на низшую передачу и «утопите» педаль газа. Рулевое колесо так же надо повернуть в сторону заноса. В этом случае все действия направлены на то, чтобы ведущий «передок» вытянул автомобиль.
Если вы успеете переключиться на низшую передач и «утопить» педаль газа до того, как автомобиль занесет градусов примерно на 60, то вы наверняка справитесь с машиной. Тут, однако, подстерегает другая беда: если, когда автомобиль уже начал выравниваться, вы будете недостаточно четко и быстро управлять рулем или будете неправильно действовать педалью газа, вас «мотанет» в обратную сторону.
Поэтому, как только автомобиль начал выравниваться, надо тут же уменьшить величину воздействий, приведших к этому, и быть готовым к тому, что вас все-таки немного «мотанет» в обратную сторону. Автомобиль всегда заносит по одной причине: он неправильно управляется.
Почему случаются заносы, причины
Может быть, это вы ошибки делаете, а может быть, в данный момент конструкция автомобиля не позволяет им управлять (лопнула рулевая тяга, «отвалилось» колесо). Но чаше все-таки дело в ошибках водителя. Вот основные из них.
Для заднеприводной машины:
- Вы сильно надавили на педаль газа, и задние колеса начали пробуксовывать.
- Вы резко крутанули руль.
- Вы сильно тормозите двигателем.
Для переднеприводной машины:
- Вы резко сбросили газ.
- Вы резко крутанули руль.
- Вы тормозите двигателем.
Во всех этих причинах эпитеты «сильно» и «резко» можно заменить и на менее категоричные, если у вас плохая подвеска (например, не «держат» амортизаторы), или нарушена геометрия установки колес (например, очень сильное схождение).
Причиной заноса могут быть также:
- разная резина на колесах (даже одно колесо);
- неисправность тормозов;
- неисправность рулевого управления;
- неисправность подвески.
Надо заметить, что эти четыре причины вносят в алгоритм управления автомобилем новые, никому неизвестные вводные и поэтому очень опасны. Другими совами, даже мастер автомобильного спорта не может точно спрогнозировать поведение машины при заносе, если у него, например, все колеса с разным рисунком и не держит какой-нибудь амортизатор.
Из всего сказанного следует вывод: чтобы вы могли ездить более-менее безопасно, ваш автомобиль должен быть относительно исправен, ездить на нем вы должны плавно и не очень быстро. Если дорога скользкая, то еще более плавно и еще менее быстро.
Сама по себе скорость обычно аварий не вызывает, но если она велика, вы просто не успеваете реагировать на поведение машины и начинаете делать ошибки в управлении, а ошибки в управлении уже ведут, как пишется в сводках ГАИ, «к потере управления автомобилем».
И да, следите за тем, чтобы ничто не мешало вам в любой момент взяться за рукоятку ручного тормоза, мало ли что. А помешать вам могут коробки с соком (всегда под рукой), магнитофонные кассеты, подол прелестного платьица вашей спутницы.